Тема: Категории эстетики: возвышенное и низменное

Первоначально возвышенное было осмыслено не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. В веке ученик известного греческого ритора Аполлодора Цецилий, родившийся всицилийском городе Калакты, написал сочинение"О возвышенном", где рассматривались специальные правила возвышенного стиля, вопросы техники ораторской речи, классифицировались стилистический фигуры и тропы. Стилистические принципы ораторского искусства, выдвигавшиеся Цецилием, легко были распространены им на литературу, находившуюся под большим влиянием риторики. Трактат Цецилия не дошел до нас. Судить о нем можно лишь по сохранившимся фрагментам и полемическим замечаниям в сочинениях других авторов. Без имени автора дошел до нас и другой трактат"О возвышенном", являющийся ответом на сочинение Цецилия, впрочем далеко переросший это свое прямое назначение. Он, очевидно, тоже был написан в веке.

§ 28 О ПРИРОДЕ КАК МОГУЩЕСТВЕ

Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Возвышенные события требуют ярких, пафосных художественных средств, яркости образов и интенсивности воздействия на читателя.

Прекрасное в природе касается формы предмета, которая состоит в . В самом деле, так как чувство возвышенного предполагает связанное с .. разума как источника идей, т. е. такого интеллектуального соединения, и невозможно находить удовольствие в страхе, если его действительно испытывают.

Возвышенное возвышенное —одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и одновременно страхе, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания. В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного—у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи—высокий, величественный, строгий.

Эти идеи подытожил в сер. Оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою. Эстетическое сознание в византийско-православном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории , как образ , икона , символ , знак , выполняющие прежде всего анагогическую возводительную , т.

Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного.

Античность[ править править вики-текст ] В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль. Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны.

Возвы шенное — одна из центральных категорий эстетики, характеризующая Оно вызывает изумление, связанное с благоговением и/ или страхом. таких как Гомер, но и на библейские источники, например Книгу Бытия. чувств к красоте природы как «delight that is consistent with reason» (англ.

Методологическая роль категорий эстетики в художественном творчестве 1. Прекрасное и безобразное Всякая наука пользуется понятиями, то есть логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В каждой науке и в естествознании и обществоведении имеется своя специфическая система понятий, отражающая те или иные законы действительности. Помимо отражательной функции система понятий позволяет упорядочивать имеющийся научный опыт и, вместе с тем, объяснить явления посредством знания законов.

В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.

Возвышенное в искусстве

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги.

В природе по определению Соловьева прекрасное есть просветление утончение Ф. Шиллер анализируя чувство возвышенного выделил три . причем источником катарсиса здесь будет не страх и сострадание, а смех.

Прием остранения как опыт возвышенного от поэтики памяти к поэтике литературы И вот я не умею ни слить, ни связать все то странное, что я видел в России Виктор Шкловский1 Пожалуй, главной чертой, делающей русский формализм уникальным явлением в истории гуманитарной мысли, была внутренняя потребность его представителей, преодолевая границы теоретических спекуляций и исторических исследований, превращать литературу из объекта описания в предмет собственного творчества.

В этой статье меня будет интересовать один из аспектов подобной системности, создающей общий идейный контур из текстов, принадлежащих к разным жанрам научного и художественного письма. Я попытаюсь описать принцип остранения не просто как поэтический прием, но как эпистемологический метод, подводящий к познанию законов истории литературы и позволяющий, не снимая при этом противоречий, вписать собственную биографию в радикальный травматический ход истории.

В этой связи принцип остранения будет включен в аналитическую конструкцию, элементами которой станут понятия идентичности, травмы, возвышенного, памяти и ее повествовательной репрезентации. При этом механизмы этой репрезентации поэтика памяти окажутся связанными с механизмами поэтической речи поэтикой литературы — такими, как их описывали русские формалисты.

Прежде всего об исторической модальности формалистской прозы. Хотя некоторые общие композиционные приемы и набор устойчивых образов выделить все же возможно, эти воспроизводящиеся приемы фрагментация, декомпозиция, реверсивные повествовательные ходы и образы смерти и телесного расчленения относятся к тому уровню поэтики, который в наибольшей степени определяется реакцией на общий исторический контекст и способами проработки исторического опыта пишушего5.

Именно на этом уровне исторического контекста, его травматического переживания, приводящего к слому субъективной идентичности и механизмов необходимой нормализации, требующейся для примирения прошлого и настоящего, прежней и нынешней идентичностей, — располагается та общая историческая модальность, о которой можно говорить как о конструктивном принципе, объединяющем прозу формалистов.

При всем многообразии тем и различии в степени вовлеченности в литературное творчество Тынянов и Эйхенбаум представляют здесь противоположные полюса вся формалистская проза укладывается в достаточно строгие рамки исторической, биографической или автобиографической литературы при том, что автобиографические тексты оказываются насквозь пронизаны исторической рефлексией, а биография героя оборачивается собственной автобиографией. Именно травматический опыт переживаемого исторического разлома и был, как представляется, ответственным за специфическую для формалистов потребность раздвигать границы своего письма, делая его объект литературность методом литературой.

И дело здесь больше чем во внутренней динамике развития формализма, выносящей на повестку дня новые вопросы. Он был попыткой ответа на базовые антропологические проблемы:

. Другие эстетические категории

И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Значение таких явлений со всей полнотой может быть раскрыто лишь в ходе жизнедеятельности ряда поколений. Возвышенное в искусстве Возвышенное в искусстве. Грекицаря богов видели в могучем Зевсе. В Олимпии в храме Зевса и в скульптурном изображении бога-громовержца выразительно запечатлено возвышенное.

ла ставки совершаемой работы, переформулировав вопрос о природе . ворку, что это чувство опасности должно претерпеваться таким образом, нического страха, «отодвигает» опасность за пределы нашего обычного ции: источник возвышенного переживания должен быть помещен на не- которое.

Поиск по произведению Эдмунд Бёрк — вошел в историю общественной мысли не только как эстетик. У себя на родине он более известен как политический деятель и публицист. Названная книга представляла собой памфлет, направленный про- тив буржуазной революции во Франции, начавшейся в г. Бёрк вы- ступал в книге как идеолог наиболее консервативной части английской буржуазии, как выразитель интересов правящих кругов, готовившихся развязать войну против страны, поднявшейся на борьбу с абсолютизмом и феодальными порядками.

Отрицая право народа на революцию, Бёрк выступал в защиту монархии, доказывал необходимость сохранения су- ществующих политических учреждений. Однако передовая философская мысль помнит и чтит Бёрка именно как эстетика, как автора яркого, оригинального сочинения, в котором эстетические проблемы и категории освещались с позиций материализма и сенсуализма, творчески разрабатывались в духе идей вропейского Просвещения. . С рез- кой критикой книги Бёрка выступили представители демократической обществен- ности, в частности английский философ-материалист Дж.

Пристли н американский революционный мыслитель Т.

Борев Ю. Эстетика: Учебник

Найти Возвышенное Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Поэтому Возвышенное зачастую сопряжено с чувством недоступности, необъятности.

Различие между Возвышенным и Красотой является, по-видимому, западной проблемой, восточная философия, в частности китайская философия, не знает подобного различения. Содержание Античность В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль.

Воспринимая возвышенные явления в природе и обществе, мы испытываем восторг, и эстетически отрицательная эмоция, и даже чувство страха.

Массовый страх, охватывающий и заражающий социальные группы и слои, а также общество в целом, выражается в специфических формах, которые изучает социальная психология. В эпоху формирования религиозного сознания страх приобретает черты благоговейного ужаса перед высшим и непостижимым. Страх перед отчужденными силами в эксплуататорском обществе становится одним из регуляторов социального поведения.

Психоанализ различает рациональный страх перед реальной опасностью и иррациональный, глубинный. Иррациональный определяется как результат не актуализированных жизненных стремлений, подавление не воплощенных жизненных желаний. Иррациональный страх выступает как способ функционирования сверх-Я -. В современном неофрейдизме Э. Фромма понятие страха приобретает особое значение: Страх - основной фактор формирования невротических типов личности, обладающий конструктивным характером.

Клинической формой страха являются фобии. Ряд теорий происхождения 17 18 религии, восходящих к античности Демокрит , Лукреций Кар , в Новое 19 20 21 время Д. Шпенглер считают страх естественным состоянием человека, осознающего одиночество, бессмысленность своего бытия. Бердяеву, лежит в основе жизни личности и правит миром.

А так как страх в той или иной степени и в том или ином отношении свойственен всем людям, то можно сказать, что человек

ТЕМА 7. СТРАХ И СТРАДАНИЕ

Возвышенное в истории эстетической мысли Возвышенное в истории эстетической мысли. Трактат Цецилия не дошел до нас. По традиции, неизвестного автора условно называют Псевдо-Лонгином. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: Эпоха Средневековья Эпоха Средневековья связывала возвышенное с Богом. Характерно доказательство Ансельмом Кентерберийским существования Бога.

подражать природе в совершенной степени и каковы «техники» этого подражания. (три же остальных источника «приобретаются в учении» и . Таким образом и также впервые негативные переживания – страх и боль Чувство возвышенного строится, таким образом, на игре противоположностей.

Превосходя эстетическую меру, присущую прекрасном, они разворачивают отношение в бесконечность перспективы. Отношение к возвышенным явлений имеет двойственный характер. С одной стороны, это преклонение и уважение, с другой - страх перед несоизмеримостью качеств предмета отношение и возможностей его постижения субъектом восприятия. Объективным источником величественного есть необычные, несоизмеримы с возможностями человека проявления природы: В человеческой жизни проявления возвышенного связанные с высокой степенью нравственности отношение человека к другим, реализуется в героических действиях ради других, ради сохранения нравственных основ жизни.

То есть, поднятой является высокая концентрация нравственного начала в субъекте деятельности, реализована даже ценой собственной жизни. Духовное начало утверждается в героической деятельности как ценность, выше физическую жизненность. Величественный характер имеют общественные процессы, направленные на совершенствование человеческой жизни:

Природа возвышенного

Аналитика эстетической способности суждения. Аналитика прекрасного Первый момент суждения вкуса по качеству Второй момент суждения вкуса — по его количеству Третий момент суждения вкуса по отношению к целям, которые принимаются в них во внимание Четвертый момент суждения вкуса по модальности благорасположения к предмету Общее примечание к первому разделу аналитики.

Но тогда и понятия, которые указывают принципам этого познания разумом их объект, должны обладать специфическим различием, так как в противном случае они не дают права на деление, всегда предполагающее противоположность принципов познания разумом, относящегося к различным частям науки. Существуют лишь два рода понятий, которые допускают столько же различных принципов возможности их предметов: Однако до сих пор при делении различных принципов, а вместе с ними и философии, этими выражениями часто злоупотребляли; практическое в соответствии с понятиями природы отождествлялось с практическим в соответствии с понятием свободы, таким образом, при сохранении тех же названий — теоретической и практической философии — совершалось деление, посредством которого ибо обе части могли иметь одинаковые принципы по существу никакого деления не производилось.

Но поскольку оно имеет своим источником те же внешние чувства, В понимании же природы вкуса Бёрк, хотя и отдавал приоритет . на связь переживания возвышенного с чувством страха Но дело не в этих частностях.

Другие эстетические категории 1. Возвышенное Возвышенное в истории эстетической мысли. Возвышенное первоначально было осмыслено не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. Принципы ораторского искусства, выдвигавшиеся Цецилием, были распространены на литературу. Трактат Цецилия не дошел до нас.

Судить о нем можно лишь по сохранившимся фрагментам и замечаниям в сочинениях других ученых. Без имени автора дошел до нас другой трактат"О возвышенном" ответ на сочинение Цецилия, переросший это свое назначение. Долгое время его приписывали Лонгину, однако, как теперь доказано, он не мог ему принадлежать. По традиции, неизвестного автора условно называют Псевдо-Лонгином.

Природа страха. Марина Весна

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно достижима! Узнай как можно стать бесстрашным, кликни здесь!